Популяризатор науки раздобыл утерянные носители данных, полученных с «Лунохода-1»

Популяризатор науки раздобыл утерянные носители данных, полученных с «Лунохода-1»

0 16

Итальянский журналист и популяризатор науки в своем блоге поделился сенсацией: с ним на связь вышел обладатель уникальных магнитных лент, содержащих записи данных, которые «Луноход-1» передавал на Землю. Теперь Паоло Аттивиссимо ищет специалистов и любителей, готовых помочь в установлении истории этих бесценных артефактов, а также в расшифровке хранящейся на них информации.

Минувшая суббота озарилась почти никем не замеченной сенсацией в области космонавтики: блог Паоло Аттивиссимо (Paolo Attivissimo) пополнился потрясающей новостью. Энтузиаст, писатель, борец с теориями заговора и научно-популярный журналист сообщил, что в его распоряжении оказалась магнитная лента «Свема Тип-6», на которой записан поток данных, поступавших с «Лунохода-1». Причем это лишь затравка: неназванный благодетель, передавший катушку, сказал, что у него их много (общее количество не уточняется).

Паоло необходима помощь в оцифровке информации с этих носителей, переводе с русского языка аннотаций и записанных аудиосообщений, а также восстановлении всей истории магнитных лент. Личность обладателя артефактов советской лунной программы не разглашается. Известно лишь, что записи «спасены» из Пулковской обсерватории.

Паоло показал образцы магнитных лент и сопроводительных материалов ряду историков космонавтики, пожелавших (пока или вообще — не уточняется) остаться анонимными, и они подтвердили их безусловную подлинность (аутентичность). Кроме того, Аттивиссимо лично имел возможность изучить одну катушку в коробке и несколько листов записей от руки, вместе с которыми она хранилась.

Стоит отметить, что имена обладателей объектов культурного наследия довольно часто сохраняются анонимными. Равно как и квалифицированных экспертов, оценивающих такие артефакты. Делается это по ряду причин, одна из самых очевидных среди которых — не самая высокая юридическая чистота процессов получения уникальных предметов в свое распоряжение.

Возможно, владелец этих пленок просто забрал никому не нужный после развала СССР ящик с записями. А может, и «честно его прикарманил». В любом случае запущенный Аттивиссимо процесс говорит о главном: аноним хочет сделать содержимое сокровищ достоянием мировой общественности. Так что безотносительно легальности артефактов с точки зрения морали этот жест однозначно похвальный.

План Паоло одновременно прост и при этом астрономически сложен. Сейчас итальянский популяризатор науки просит всех неравнодушных энтузиастов от космонавтики и истории попробовать найти следы пленок в открытых и не очень источниках. То есть любыми доступными способами узнать их происхождение, назначение и весь исторический путь. Пока не до конца ясно даже, оригиналы это или снятые с них первые копии. Судя по качеству сигнала, циклов копирования либо не было, либо их совсем немного.

В качестве образца всей коллекции Аттивиссимо передали запись одного из сеансов связи с «Луноходом-1». Он произошел в марте 1971 года, во время пятого лунного дня работы советского ровера на поверхности естественного спутника Земли. На магнитной ленте запечатлен поток данных (предположительно, панорама с камер), которому аккомпанирует мужской голос, комментирующий запись. При прямом чтении пленки речь идет в обратном направлении, так что для адекватного восприятия при оцифровке имеющегося фрагмента ее «развернули».

Несмотря на активное освещение миссий «Луноходов» в средствах массовой информации и научно-популярной литературе, в публичном доступе сохранилось не так уж много оригинальных изображений, полученных от этих аппаратов. Во многом это обусловлено техническими ограничениями: роверы не могли отправить на Землю кассеты с отснятой пленкой, так что картинка кодировалась видиконами, которые передавали аналоговый сигнал сразу в ЦУП. Это привело к низкому качеству фотографий и неизбежному отсутствию каких-либо «оригиналов». А те панорамы и снимки, что находятся в экспозициях музеев и на страницах книг — либо самые известные фотографии, либо наилучшего качества. Остальные тысячи изображений хранятся в архивах.

Все архивные снимки — фактически копии копий. Обнаружение столь «близких к источнику» носителей информации способно изрядно пополнить культурный фонд советской космонавтики. Особенно если анонимная коллекция не ограничивается парой магнитных лент, а действительно представляет собой набор катушек.

Источник