Во ВШЭ сравнили мотивацию добровольцев зимних игр в Сочи и Пекине

Во ВШЭ сравнили мотивацию добровольцев зимних игр в Сочи и Пекине

0 15

Аналитик из НИУ ВШЭ сопоставила мотивацию россиян, безвозмездно работавших в Сочи, и китайцев, проходивших обучение в качестве волонтеров соревнований в Пекине. Оказалось, что волонтеры из КНР чаще, чем россияне, указывали такие основания для своей мотивации, как желание заботиться о других и потребность уменьшить чувство вины перед теми, кто нуждается в поддержке. Российских волонтеров равенство и справедливость, как оказалось, интересуют меньше. Важнее — образовательные и профессиональные причины.

В олимпийской волонтерской программе «Сочи-2014» было задействовано 25 тысяч человек. Она стала первым подобным проектом по работе с добровольцами в России, проводилась при господдержке, участии образовательных учреждений и НКО. В Китае волонтерство, официально признанное важной силой для модернизации социального управления, курируется государством. В рамках такой политики на Играх-2022 планируется привлечь 27 тысяч добровольцев для Олимпиады и 12 тысяч — для Паралимпиады.

Отвечая на вопрос, что движет спортивными волонтерами, аналитик Научно-учебной лаборатории междисциплинарных исследований некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Марина Сухарькова сопоставила мотивацию россиян, безвозмездно работавших в Сочи, и китайцев, проходивших обучение в качестве волонтеров соревнований в Пекине. Базой для анализа стал онлайн-опрос, проведенный с 15 апреля по 15 мая 2021 года. Анкеты на русском и китайском языках размещались в тематических сообществах олимпийских волонтеров в социальных сетях и на специализированных форумах.

Исследованием было охвачено 385 человек: 200 — с российской и 185 — с китайской стороны. Из разработанных зарубежными учеными шести оснований мотивации волонтеров спортивных мероприятий респондентам предлагалось выбрать наиболее подходящие в их случае: ценностные, образовательные, социальные, профессиональные, защитные, личностные.

По данным исследования, волонтеры из КНР чаще, чем россияне, указывали ценностные и защитные основания мотивации: желание заботиться о других и потребность уменьшить чувство вины перед теми, кто нуждается в поддержке. Почти три четверти (73 процента) опрошенных на китайском языке выбрали вариант ответа «Возможность помогать людям», две трети (62 процента) — «Возможность улучшить жизнь вокруг». Для 73 процентов важен мотив социального равенства, для 60 — восстановления социальной справедливости.

Российских волонтеров равенство и восстановление справедливости интересуют меньше: эти цели значимы лишь для 23 и 40 процентов соответственно. Важнее — образовательные и профессиональные причины. Безвозмездно трудясь на сочинских играх, 50 процентов хотели получить новые знания, умения и квалификации, 58 процентов — интересную работу, 76 — профессиональный опыт.

Заняться олимпийским волонтерством, чтобы познакомиться с новыми культурами, — черта скорее китайская: 40 процентов волонтеров Пекина против 27 процентов в Сочи. А вот добровольчество ради доступа к нужной информации — наоборот: этот мотив выбрали 53 процентов россиян и только 35 – китайцев.

Личностные основания мотивации (быть волонтером — значит повысить самооценку, организовать собственный досуг, заняться любимым делом и тому подобное) чаще называли участники опроса из Китая. 44 процента из них решили работать на играх, чтобы защитить свои права. Среди россиян таких всего 15 процентов. Зато больше тех, кто оценил перспективу решать свои конкретные проблемы и путешествовать.

В среднем в российских анкетах выше доля отдавших предпочтение социальным факторам (волонтерство — улучшение отношений в социуме): для 66 процентов было актуальным установить полезные знакомства, для 55 — нужные связи, для 80 — обрести друзей.

«Социальные причины выбора олимпийского волонтерства – наиболее важны для всех», — заключает Марина Сухарькова. Не случайно мотивом, по которому позиции участников из обеих стран максимально совпали, стала возможность лучше понимать других людей. Движущей силой своего добровольчества ее назвали 64 процента китайцев и 61 процент россиян.

Источник